«... ЕДИНСТВЕННАЯ КРАСОТА — ЭТО ПРАВДА, КОТОРАЯ СТАНОВИТСЯ ЗРИМОЙ» (ГОРОДСКАЯ СКУЛЬПТУРА КАК ФАКТОР КОНСТРУИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОСТСОВЕТСКИХ ОБЩЕСТВАХ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Автор проводит сравнительный анализ городской скульптуры Киева и Астаны как важных факторов конструирования этнической и гражданской идентичности в постсоветских реалиях. Обращается внимание на разрывы и преемственность настоящего с советским прошлым, особенности и противоречия этно-социальной и культурной политики Украины и Казахстана, роль скульптурной пластики как элемента современной урбанистической среды, в формировании базовых компонентов общественного сознания и ценностных ориентиров сложной системы самоопределения постсоветских обществ.

Ключевые слова:
идентичность, этничность, гражданское единство, город, скульптура, история, политика, культура
Текст

Создавая и преобразуя социально-культурное пространство города, общество не только обустраивает его в интересах комфортного и безопасного проживания, но и эстетизирует место обитания, вкладывает в его облик базовые символы и смысловые ориентиры, позволяющие жителю и гостю получить представление о наиболее ценных и предпочтительных качествах конкретной культурной среды, воплощающей характер, судьбу и идентичность народа в ее постоянном развитии. Об этом — вынесенные в заголовок слова О. Родена.

 

В этом отношении городская скульптура служит важным маркером волнообразной смены традиционных и инновационных форм культуры [1], постепенного преобразования инновации в традицию, становящуюся фактором конструирова-

Список литературы

1. См.: Арутюнов С.А. Силуэты этничности на цивилизационном фоне: Монография. М.:ИНФРА-М, 2012.416 с.

2. См.: Иванова И.В. Скульптура и город. М.: Стройиздат, 1975; Турчин B.C. Монументы и города. М.: Советский художник, 1982; Базазьянц СБ. Художник, пространство, среда. М.: Советский художник, 1983; Иконников А.В. Искусство, среда, время. Эстетическая организация городской среды. - М.: Советский художник, 1985; Скульптура в городе: сб. ст. / сост. Е. Ро-маненко. М.: Советский художник, 1990; ГавриловВ.А. Пластические новации в скульптуре XX века: Дисс. ... канд. искусствоведения. СПб., 2004 и др.

3. Дмитриев В.А. Пространственно-временное поведение в традиционной культуре народов Северного Кавказа. Автореф. дисс.... д.и.н. СПб., 2010.

4. «Пшеничное поле» для Вашингтона // Взгляд. 2013. 12 августа. URL: http://vz.ru/ world/2013/8/12/645316.html (дата обращения: 2.11.2013).

5. См.: Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. М., 1993; Его же. Этногенез и биосфера Земли. М., 1994; Межуев В.М. Глокализация // Теоретическая культурология, 2005; Фатеева СВ. Комплементарность в экономической культуре: понятие, формы и механизм действия: понятие, формы и механизм действия: Автореф. дис. ... д. филос. наук. Ростов н/Д, 2006.

6. URL: http://images.yandex.ru (дата обращения^.! 1.2013).

7. Алексеенко А.Н. Население Казахстана в 1926-1939 годы // Компьютер и историческая демография / Ред. В.Н. Владимиров. Барнаул, 2000.Эл. ресурс. http://historyl 997. forum24.ru/?l -10-0-00000022-000-0-0-12285 52076 (дата обращения: 17.08.2012); Правда о голоде 1932-1933 годов. Аяган Б.Г., Кыды-ралинаЖ.У, Ауанасова A.M. и др. Алматы: Литера-М, 2012. С. 243,301 -302.

8. Фото Н.Р. Букейханова.

9. Бурдье П. Начала. М., 1994. С. 222; Захаров А.В. Традиционная культура в современном обществе // Социологические исследования. 2004. № 7. С. 105-115.

Войти или Создать
* Забыли пароль?