В публикации освещены отдельные аспекты влияния современных информационных технологий на дальнейшую эволюцию науки и образования в «эпоху постгутенберга». Если еще совсем недавно Интернет, как одно из явлений «микрокомпьютерной революции», воспринимался лишь как средство обмена информацией, порой вспомогательное, то ныне Интернетизация заключает в себе качественные преобразования во многих сферах жизни общества, изменяет содержание общественных отношений, появляются новые социальные явления, меняются суть и формат традиционных представлений об обществе и государстве, наполняется новым содержанием научное знание. Статья предлагает к обсуждению возможные горизонты междисциплинарного диалога информационных технологий и социогуманитарной знаниевой компоненты.
Интернет, информация, гипертекст, электронное образование, медиатехнологии, научные исследования, междисциплинарность
Развитие виртуальной сети Интернет и освоение ее возможностей оказывают заметное влияние на самые разные сферы жизни и деятельности человека, приводят к возникновению новых форм общественных отношений, определяют нормы поведения. Как особый способ отражения информации о человеческой деятельности, Интернет все более отчетливо обретает характер одного из самых знаковых черт эволюции общества. Интегральным отражением содержания исторического значения является громадный массив информации, которую несет в себе виртуальная сеть, насчитывающая миллионы веб-страниц, число которых постоянно растет. Происходит институционализация научных направлений, возникновение которых связано с ин-
1. Бородкин Л.И. Приоритеты современной исторической информатики: технологии e-Sciense // Круг идей: междисциплинарные подходы в исторической информатике. - М.: МГУ, 2008. - С. 5-15.
2. Харитонов М.Ю. Internet и историографические исследования // Новые информационные ресурсы и технологии в исторических исследованиях и образовании. Сборник тезисов докладов и сообщений Всероссийской конференции. - М., 2000. - С. 60; и др.
3. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М., 1991. - 287 с.
4. Паринов С.И. Онлайновые сообщества: методы исследования и практическое конструирование. Автореф. дисс. д.т.н. - Новосибирск, 2000.
5. Абылхожин Ж., Алимгазинов К., Жакишева С., Сужиков Б. Очерки по историографии и методологии истории Казахстана. - Алматы, 2007. - 328 с.; Алимгазинов К.Ш. Электронные источники по современной истории Казахстана: методология и методики анализа. - Алматы, 2011. - 390 с.
6. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. - СПб.: Российская Государственная академическая типография, 1923. - 278 с.
7. Дройзен И.Г. Историка. Лекции об энциклопедии и методологии истории. - СПб.: Изд-во «Владимир Даль», 2004. - 579 с.