СЕРВИС И КОНСЮМЕРИЗМ: ВЫЗОВ ОБЩЕСТВА НЕОГРАНИЧЕННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В представленной статье феномен сервиса рассматривается под углом связываемого с его развитием потребительского общества. Выявляется исторический генезис современного потребительства. Потребительская культура определяется как следствие установления соответствующей культурно-антропологической модели. Рассматриваются ценностные основания кризиса современной мироустроительной системы.

Ключевые слова:
ценности, потребительство, антропология, аксиология, экономический человек
Текст

Метафора часов и метафора дерева

 

Еще Ф. Бродель - видный представитель школы «Анналов» - указывал на сложившееся в гуманитарных науках и в истории, в частности, игнорирование сервиса и сервисных процессов как предмета изучения. Возник парадокс, когда выведенной из рассмотрения оказалась сфера, охватывающая большинство экономически занятого населения. Такому положению имеются свои объяс-

 

нения. Прежде всего, сервис не соотносился с номинированными моделями общественного устройства. Для него не оставалось места в рамках триадной (духовенство, дворянство, третье сословие) модели сословного общества. Исследования школы «Анналов» показали, что средневековое представление о трех сословиях представляло собой экстраполяцию на социальную сферу экзегетики Троицы и не являлось отражением реальной стратификации. Классовая модель общества, основанная на марксистской теории об антагонизме классов, еще более затемняла положение профессиональных страт сервисного профиля. В дихотомии феодал - крепостной крестьянин, или буржуазия - пролетариат они не вписывались. Следовательно, вопрос состоит в выработке нового категориального аппарата описания общества, который бы и позволил отразить сервисную составляющую общественных процессов.

 

Еще в меньшей степени сервис рассматривался до сих пор через призму ценностно-но-мировоззренческих общественных трансформаций. Для этого требовалось сменить саму научную парадигму. В чем она заключается?

 

Согласно мнению бельгийского традиционалиста Р. Стойкерса, все экономические концепции могут быть выражены либо «метафорой часов», либо «метафорой дерева». [15, с. 171- 178]. Исходя из первой дефиниции, общество представляет собой искусственную конструкцию, состоящую из атомарных и дис -кретных частиц - «эгоистических индивидуумов», конкурирующих друг с другом в погоне

Список литературы

1. Антонов B.C. Модель человека в буржуазной политической экономии от Смита до Маршалла // Истоки: вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. М., 1989. Вып. 1.

2. Аттали Ж. Избранное. М., 2001.

3. Бауман З. От паломничества к туризму// Социологический журнал. 1 995. № 4.

4. Баумоль У. Чего не знал Альфред Маршалл: вклад XX столетия в экономическую теорию/Российская экономическая школа в контексте мировой экономической мысли // Вопросы экономики. 2001. № 2.

5. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход (избранные труды по экономической теории). М., 2003.

6. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006.

7. Булгаков С.Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. СПб., 1997.

8. Булгаков С.Н. Капитализм и земледелие. СПб., 1900.

9. Булгаков С. Очерки по истории экономических учений. М., 1913.

10. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.

11. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1994.

12. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произведения. М., 1990.

13. Горохов Э. Энциклопедия афоризмов (Мысль в слове). М., 1999.

14. Дугин А.Г. Экономика против экономики // Консервативная революция. М., 1994.

15. Енджейчик И. Современный туристский бизнес. Экостратегии в управлении фирмой. М., 2003.

16. Зомбарт В. Буржуа. М., 1994.

17. Канеман Д., СловикП.Дверски А. Принятие решений в неопределенности: правила и предубеждения. Харьков, 2005.

18. Ларуш Л. Место России в мировой истории // Шиллеровскй институт науки и культуры. Бюл. № 8. М., 1998.

19. Ларуш Л. О духе российской науки // Экология - XXI век. - 2003. Т. 3, № 1/2. С. 169-178.

20. Ларуш Л. О сущности стратегического метода // Шиллеровскй институт науки и культуры. Бюл. № 9. М., 2000.

21. Ларуш Л. Физическая экономика. М., 1997.

22. Лейбниц Г.В. Соч. в 4 т. М., 1982-1984.

23. ЛоккДж. Избр. филос. произв. М., I960. Т. 1-2.

24. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века, кн. 1-2. М., 1988.

25. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1980.

26. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1960. Т. 23.

27. Нестеренко А. О чем не сказал Уильям Баумоль: вклад 20 столетия в философию экономической деятельности // Вопросы экономики. 2001. № 7.

28. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2005.

29. Русское хозяйство. М., 2006.

30. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962.

31. Тенденции в странах Европы и Северной Америки. Статистический ежегодник ЕЭК ООН, 2003. М., 2004.

32. Тукмаков Д. Уподобление Богу (Физическая экономика Ларуша как преодоление энтропии) // www.zavtra.ru.

33. Шелудько Г.В. Сервисная реальность: онтология, отражение в социальном сознании, сервелогия праздничности и повседневности. Ростов н/Д, 2007.

34. Шелудько Г.В. Специфика сервисной реальности. М., 2006.

35. Шумпетер Й. Теория экономического развития. (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, процента и цикла конъюнктуры). М., 1982.

36. BaumolW.J., Panzar J. С, Willig R. D. Contestable Markets and the Theory of Industry Structure / revised edn. San Diego, CA: Harcourt Brace Jovanovich, 1988.

37. Bleinstein R.Themen derTourismuskritik// Touristik und Verkehr. 1987. № 3.

38. Breton-Gerard M. Un tourisme «trios saisons»... a fleur de sports // Espaces. 1990. № 106.

39. Enzenberger H.M. Eine Theorie derTouris-mus. Merkur, Ί958.

40. Gershuny J.I. After Industrial Society? London: Macmillan, New York: Humanities Press, Ί 978.

41. Gershuny J.I. ChangingTimes:Workand Leisure in Post-industrial Societies. Oxford: Oxford University Press. 2000.

42. Gershuny J.I. Also in German as Die Oko-nomie der Nachindustriellen Gesellschaft, Frankfurt: Campus, 1981.

43. Jeremy Benthams economic writings. L., 1952. Vol. 1.

44. Krippendorf J. Die Landscha-Fresser. Touris-mus und Erholungslandschaft - Verderben oder Segen? Bern - Stuttgart, 1975.

45. Paquot T.Terre urbaine: cinq defis pour le devenir urbain de la planete. Paris, 2006.

46. The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy. Ed. by A.H. Armstrong, Cambridge, 1991.

Войти или Создать
* Забыли пароль?