Мобилизация экономического потенциала нематериального культурного наследия, вовлечение его в качестве объектов экскурсий и турпоказа, является в современных условиях основой устойчивого развития исторических поселений и территорий. Бóлгарский музей-заповедник прошел период своего становления, и в настоящее время сформировался как один из крупных и интересных музеев-заповедников на территории Российской Федерации. С каждым годом сюда увеличивается поток туристов. Большой популярностью у туристов пользуются театрализованные встречи в национальных традициях, придающие неповторимый этноколорит. Вместе с тем отмечается недостаточная этническая составляющая турпродукта музея, а также на- блюдаемая оторванность местного населения от процессов формирования данного продукта, имеющее место недовольство массовыми туристскими прибытиями. Трудности, проявляющиеся вследствие поиска баланса интересов участников рынка, характерны для развития сферы культуры и туризма во всем мире. Хотя привлечение жителей к локальным культурным проектам менее затратно и более устойчиво в долгосрочном плане. Проблема приобщения местного населения к процессам развития туризма и вовлечения нематериального культурного наследия может быть решена в ходе реализации комплекса мер, направленных на получение местными сообществами экономических, социальных, культурных и иных преимуществ. В статье рассмотрены проблемы приобщения местного населения к процессам развития туризма и вовлечения в нематериальное этнокультурное наследие как составляющую туристского комплекса. Охарактеризованы положительные и отрицательные аспекты такого приобщения. Сделан вывод о перспективах сочетания материального и нематериального компонентов наследия в Бóлгарском музее-заповеднике как возможности дальнейшего его развития.
этнотуризм, исторические поселения, этнокультурное наследие, этнокультурная идентичность, Бóлгарский музей-заповедник
1. Дыртык-оол А.О. VI Международный Болгарский форум // Новые исследования Тувы. 2014. № 4. C. 158-164.
2. Иглс П., МакКул С., Хайнс К. Устойчивый туризм на охраняемых природных территориях. Руко- водство по планированию и управлению. М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 2006. Вып.8. 188 с.
3. Косинцева А.П. Музей под открытым небом как пространство презентации этнической культуры (на примере музеев Тюменской области) // Рябининские чтения - 2011. Материалы VI конференции по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2011. С. 526-527.
4. Курьянова Т.С. Этнический аспект нематериального культурного наследия: способы сохранения // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 362. С. 87-90.
5. Любичанковский А.В. Анализ понятия «культурное наследие» // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 12. Ч. 1. С. 83-90.
6. Тимофеева Л.С. Музеи-заповедники в сфере культурного туризма // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2015. Вып.212. С. 197-203.
7. Щербакова Ю.Н. Влияние процесса глобализации на этнокультурную идентичность в современном обществе // Аналитика культурологии. 2011. № 3(21). С. 138-140.
8. Richards G., Wilson J. The impact of cultural events on city image: Rotterdam, cultural capital of Europe 2001 // Urban Studies. 2004. Vol.41. № 10. Pp. 1931-1951. DOI:https://doi.org/10.1080/0042098042000256323.